«ИВАН ВЕЛИКИЙ» — ВЫСОТНАЯ ДОМИНАНТА КРЕМЛЯ

Close

Идея «небесной лествицы» запечатлелась во внешнем облике по­стройки Калиты, объединившей в себе церковь и колокольню. Тип храма с ярусом звона в Древней Руси назывался «иже под колоколы». Еще более наглядно образ «лествицы» воплотился в существующем столпе колокольни Ивана Великого, возведенном на месте белокаменной церкви Иоанна Лествичника в 1505-1508 гг.

Колокольня «Иван Великий» — высотная доминанта КремляАнсамбль колокольни «Иван Великий»

Колокольню строил итальянец Бон Фрязин - оче­видно, родственник ломбардских архитекторов и скульпторов по фами­лии Бон, много работавших в Венеции. Вначале ее стены были окраше­ны под кирпич, с белокаменными деталями, создававшими впечатление обнаженности конструктивного каркаса (лопатки на углах, карнизы между ярусами и под проемами звона). Внизу располагалась маленькая церковь св. Иоанна Лествичника.

Необычайная легкость и стройность башнеобразного сооружения достигается композиционным построением объемов: каждый следующий ярус уменьшается в диаметре и по высоте и имеет слегка выраженную коническую форму. Два нижних яруса завершаются открытыми звонами. Верхний звон, находящийся в основании третьего восьмерика, плавно переходит в круглый барабан, верх которого увенчан главой. Гладь стен в каждом ярусе прорезана щелевидными окнами, в барабане они ложные. Декор колокольни: угловые лопатки, неглубокие ниши-впадины и фигурные межъярусные карнизы, — сдержан и лаконичен.

Ансамбль соборных звонницПервый ярус звона колокольни «Иван Великий»Фрагмент золоченой памятной надписи на куполе и барабане колокольни «Иван Великий»Деталь архитектурного декора барабана главы колокольни 

Восьмигранный объем высотой и силуэтом, а также скромным архитектурным декором — «ломбардски­ми» арочками - напоминает итальянские колокольни-кампанилы, но они почти всегда были четырехгранными. Избрав более сложную октагональную форму, зодчий, вероятно, следовал русской традиции. Кроме того, веревки колоколов европейских колоколен спускались вниз по особому внутреннему колодцу, а русские звонари предпочитали дергать за канаты, стоя на земле у стен колокольни. Есть предположение, что колокола Ивана Великого крепились к деревянным валам. Чтобы раска­чать колокол, вал поворачивали приделанным к нему шестом-очепом с длинной веревкой на конце.

Барабан главы и купол Успенской звонницыДекоративное убранство барабана главы Успенской звонницыШатер Филаретовой пристройкиШпили и башенки на шатре Филаретовой пристройкиФрагмент декора Успенской звонницы

Первоначально столп Ивановской колокольни был заметно ни­же. Его верх, начиная от красивого ожерелья кокошников третьего яру­са, надстроен при Борисе Годунове, о чем гласит надпись под куполом: «Изволением святыя Троицы повелением великаго государя царя и великаго князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца и сына его благовернаго великаго государя царевича и великаго князя Фе­дора Борисовича всея Русии храм совершен и позлащен во второе лето государьства их». Считается, что надстройка не отвечала какими-то функциональ­ным потребностям — она представляет пустотелый кирпичный ци­линдр с фальшивыми окнами. Причин же для ее осуществления было несколько: утвердить новую династию, дать работу и хлеб народу, а так­же градостроительно выделить Кремль среди разросшейся Москвы. Достигший 81 м высоты «Иван Великий» гордо вознес свою позлащенную главу над кремлевскими соборами, но богоугодное деяние не помогло Годунову. По легенде, в устроенном им пустотелом завершении коло­кольни Лжедмитрий хотел устроить костел для придворных Марины Мнишек.

ВВЕРХ