КРЕМЛЬ XVIII-XIX ВЕКОВ. ЯРУС ЗВОНОВ

Close

Посетители выходят на площадку лестницы и поднимаются на уровень первого яруса звона, куда с первого этажа напрямую вела вторая, винтовая, лестница. Главным экспонатом здесь становится сама архитектура. Для устройства площадки звона архитектор почти вдвое (до 2,5 метра) сузил стены восьмигранного столпа. Так образовался средний восьмерик. Снаружи столпа была устроена крытая галерея, пилоны которой соединены арочными перемычками. Между пилонами повешены колокола: «Широкий», «Новгородский», «Лебедь» и «Медведь». Почти все колокола «Ивана Великого» были в разное время перелиты, но сохраняли свои старинные названия. Родословие колокола излагается в памятных надписях, вылитых на их поверхности.  Колокола первого яруса звона - "Новгородский", "Лебедь", "Медведь" - самые крупные на колокольне, имеют наиболее низкие по звучанию голоса. 

Колокола первого яруса «Ивана Великого»Колокол «Новгородский»

Распятие, надпись и орнамент. Деталь декора колокола «Медведь»Колокол «Широкий»

 Их дополняют колокола второго яруса, так называемые «средние», весом от 50 до 200 пудов. Среди них древнейшие из сохранившихся в Кремле — «Немчин» и «Корсунский» середины XVI века. Наконец, самые маленькие колокола, от 10 пудов, образуют третий ярус звонов. Среди них колокол знаменитого мастера Андрея Чохова, отлившего Царь-пушку. 

Деталь декоративного фриза с херувимом и лилией в надписи колокола «Немчин»Колокол «Корсунский»Деталь надписи с именем мастера Семена Можжухина в нижней части колокола «Лебедь»Колокол третьего яруса колокольни «Иван Великий» 1621 г.

Над третьим ярусом звонов возвышается круглый барабан, надстроенный в 1600 году при царе Борисе Годунове. О дате надстройки свидетельствует трёхъярусная надпись, прочесть которую можно, только трижды обойдя колокольню. 

Аудиогид расскажет  как менялся Кремль  в XVIII-XIX веках. Постепенное превращение Кремля после переезда двора в Санкт-Петербург в церемониальную резиденцию российских императоров повлекло и переосмысление его пространства. Кремль начинает восприниматься как символ преемственности и незыблемости государственной власти. Центром повествования становится реконструкция грандиозного дворца, задуманного Екатериной Великой. Спроектированный архитектором Василием Баженовым, этот дворец воплощал в архитектуре образ новой просвещённой России. Он должен был представить всему миру могущество Российской империи, создаю-щей архитектуру, равную великим творениям античности.  

Продолжение экспозиции ждёт посетителя уже на гульбище. Для этого надо выйти снова на галерею и войти в дверь, ведущую на винтовую лестницу. Поднявшись по этой винтовой лестнице посетитель оказывается на гульбище, где услышит историю Кремля  ХХ-ХХI веков. 

ВВЕРХ