«ИВАН ВЕЛИКИЙ» В XVIII–XIX ВЕКАХ
CloseВ октябре 1812 г., при отступлении французских войск, ансамбль колокольни «Иван Великий» был взорван. Несмотря на то, что Успенская звонница и Филаретова пристройка были разрушены, основной столп колокольни устоял благодаря прочности несущих конструкций и фундамента, обеспечивших сохранность здания даже при взрыве. Французы также предприняли снятие креста с колокольни в том же году, в виду существовавшей в то время московской легенде о том, что крест на «Иване Великом» был выполнен из чистого золота. Крест оказался отнюдь не золотым, а деревянным, обитым позолоченной медью.
До слуха Наполеона дошло, что крест на Ивановской колокольне золотой, и что в народе сохраняется предание, что со снятием сего креста неминуемо должны пасть свобода и слава России. Наполеон приказал снять крест, но никто из французов не решился на это дело. Тогда выискался один русский, и Наполеон был свидетелем, с какой легкостью и проворством охотник этот по веревке взобрался на крест, с необыкновенною скоростью расклепал его и спустил на землю. Но когда Наполеон увидел, что крест был только позолоченный, то, или, досадуя на обманувшую его надежду, или во имя правила своего «пользоваться предательством, но презирать предателя», — приказал тут же расстрелять изменника. (Москва. Иллюстрированный исторический путеводитель, 1872 г.)
В проекте восстановления колокольни были задействованы архитекторы И. Еготов, А. Бакарев, И. Таманский, Д. Жилярди, Л. Руска, О. Бове. Архитекторы-классицисты трактовали некоторые детали в духе господствующего стиля: так появился вполне классический фронтон во втором ярусе Петроковой звонницы, а также обрамление окон колоннами с раковинами над ними (очевидно, раковины в данном случае воспринимались как принадлежность «древности»). Впервые после изгнания Наполеона москвичи услышали звон колоколов «Ивана Великого» в декабре 1813 г. Полностью ансамбль колокольни «Иван Великий» был восстановлен в 1814–1815 гг.
В XIX в. в звонницу, на место церкви Рождества Христова, еще ранее называвшейся Воскресенской, перенесли престол церкви св. Николы Гостунского. В 1849–1852 гг. К.А. Тон пристроил со стороны Соборной площади ведущее в нее крыльцо в «древнерусском вкусе», так как первоначальное крыльцо разобрал М.Ф. Казаков по требованию Павла I для строительства на этом месте кордегардий (они были уничтожены взрывом в 1812 г.). А поскольку комплекс звонниц «Ивана Великого» относился к Успенскому собору, в нижних ярусах устроили квартиры пятнадцати сторожей и звонарей этого храма.
Колокольня «Иван Великий» использовалась при оформлении Соборной площади во время торжественных событий. В середине XIX в. на втором ее ярусе устанавливали чаны с водой для фонтанов, а при коронации Николая II на колокольне устроили электрическую иллюминацию. Ток вырабатывали 22 локомобиля и 70 динамомашин, размещенных в пяти специально построенных сараях.
Для всех паломников, посещавших кремлёвские святыни, подъём к колоколам «Ивана Великого» был запоминающимся на всю жизнь восхождением. Отсюда, с ярусов звона, открывался вид на всю Первопрестольную столицу. Поднимаясь на огромную высоту, посетители тайком от сопровождавших их звонарей оставляли на белокаменных столбах, вокруг которых обвивались винтовые лестницы, свои имена. В 1918 году Кремль стал для православных «закрытым городом» — служба в его храмах и колокольный звон на его звонницах прекратились. В отличие от соборов и дворцов «Иван Великий» не стал музеем, но экспонатом в общем музейном пространстве Кремля, но при этом закрытым для посещений. Только спустя 90 лет, в 2008 году в отреставрированную кремлёвскую колокольню вошли посетители. В «Иване Великом» открылся новый музей, в котором главным экспонатом стал сам храм-колокольня, с его уникальным внутренним пространством. При этом «Иван Великий» стал также музеем самого Кремля, его девятивековой истории.