ЦЕРКОВЬ-КОЛОКОЛЬНЯ «ИВАН ВЕЛИКИЙ»
CloseСтроительство нового храма-колокольни осуществил в 1508 году итальянский архитектор Бон Фрязин. В первом ярусе колокольни, представляющей собой трехъярусный столп высотой около 60 м, был размещен престол древней церкови Иоанна Лествичника храма. Два ее нижних яруса имели форму вытянутых восьмигранных столпов и завершались открытыми галереями звона; невысокий третий ярус состоял из одной открытой галереи звонницы для малых колоколов и был увенчан небольшой главкой.
Бон Фрязин создал уникальное сооружение, отличающееся большим запасом прочности несущих конструкций, обеспечивших сохранность здания даже при взрыве мин, заложенных во время Отечественной войны 1812 года французскими войсками под соборные звонницы. Видимо, характер грунта и задачи строительства беспрецедентного для Москвы того времени высотного сооружения определили особенности фундамента. Он возведён на сплошном свайном поле — на сваях разной длины, забитых практически вплотную друг к другу. На этом свайном поле был сложен фундамент, а выше него — ступенчатый белокаменный стилобат. На нём из кирпича был возведён уникальный столпообразный храм «под колоколы», достигавший сначала более 60 метров в высоту.
В 1600 году по указу царя Бориса Годунова колокольня была надстроена еще одним ярусом и высоким барабаном с золоченой главой, верхняя часть которого украшена золоченой памятной надписью на синем фоне, возвещающей о начале правления династии Годуновых: «Извалением святыя Троицы, повелением Великого государя, царя и Великого князя Бориса Фёдоровича, Всея Руси самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича Великого князя Фёдора Борисовича Всея Руси храм совершён и позлащён во второе лето государство их…» (А. Баталов. Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. Музейный гид, 2013). К этому же времени относится и пояс килевидных кокошников у основания барабана купола, который соединил воедино восьмигранник третьего яруса и цилиндр барабана, подчеркнув устремленность колокольни вверх. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 м. мечтая построить в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского.
Высота определила и устойчивое наименование храма-колокольни — «Иван Великий». Значение столпа как главной и поэтому самой высокой колокольни Московского царства повлияло и на сложение легенды о том, что якобы существовал запрет на строительство церквей и колоколен выше «Ивана Великого». Факт запрещения не находит подтверждения в документах, зато можно найти указания о порядке звона в Москве, который начинался именно с удара колокола на «Иване Великом». В народе о высоком человеке говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».
В начале XVIII века князь А.Д. Меншиков поставил в Москве церковь Архангела Гавриила (Меншикову башню). Первоначально над существующими ныне четырьмя каменными ярусами башни возвышался деревянный пятый, украшенный часами и увенчанный высоким шпилем со статуей архангела Гавриила, так что в общей сложности башня была на 3 метра выше «Ивана Великого». Меншикову башню стали называть в народе «сестрой Ивана Великого». Но главенствовала она в небе Москвы недолго. Ударом молнии огромный шпиль Меншиковой башни снесло. И опять Иван Великий стал самым высоким зданием в Москве. В народе это событие было немедленно истолковано как наказание светлейшему князю, поставившему себя выше царских особ, за гордыню. И даже в 1913 году при построении колокольни на Рогожском старообрядческом кладбище в Москве было сделано специальное предписание о том, чтобы ее высота была одним метром ниже кремлевской звонницы.
На протяжении двух веков «Иван Великий» оставался самым высоким зданием на Руси. Композиционный принцип доминирующей вертикали получил в дальнейшем блестящее развитие в русской архитектуре.