КРЕМЛЬ КОНЦА XV-XVII ВЕКА
CloseЭкспозиция второго этажа первого яруса посвящена периоду кремлёвской истории, в котором действуют итальянские мастера, приглашённые в Москву Иваном III и его сыном Василием. Здесь представлен процесс превращения Кремля из города-крепости в резиденцию власти, политический и духовный центр Русского государства.
Итальянцы превратили Кремль в неприступную цитадель, соответствующую принятым в Европе конца XV века требованиям фортификационного искусства. В последней четверти XV века началось строительство новых кремлёвских укреплений из красного кирпича. Одновременно с возведением кремлёвских стен началось строительство великокняжеского дворца. Оно длилось более двадцати лет. Приглашённые из Италии строители Пьетро Антонио Солари и Марко Фрязин успели построить только здание Грановитой палаты. Затем работы по сооружению дворцового комплекса были прерваны и возобновились лишь в самом конце столетия новыми мастерами во главе с Алоизио да Карезано — уже упомянутым Алевизом Фрязином (Старым). Дворец был окончен в 1508 году. Первым государем, торжественно въехавшим в новый дворец 7 мая 1508 года, был Василий III. Облик укреплений и дворца значительно изменился к нашему времени. Почти все кремлёвские башни, построенные итальянцами, надстраивались шатрами в течение всего XVII века. Затем исчезли крепостные рвы, некоторые проездные башни лишились своих отводных стрельниц. В XVII-XIX веках перестраивался комплекс дворца. Впервые можно увидеть уникальную белокаменную плиту с летописью на латыни, некогда находившуюся на Фроловских воротах. На ней был начертан титул Ивана III, содержащий столь важные для статуса московского великого князя слова «и всея России государь» и имя архитектора, создавшего главные ворота крепости, — Пьетро Антонио Солари.
От дворца, созданного при Иване III и Василии III, сохранились лишь Грановитая палата и северное крыло, надстроенное при Михаиле Феодоровиче Теремным дворцом. Однако многолетние исследования реставраторов помогли воссоздать облик дворца, и главное, обнаружить и идентифицировать архитектурные фрагменты утраченного ренессансного декора. В одной из камор, окружающих центральное восьмигранное помещение над храмом в «Иване Великом», экспонируются детали, исполненные руками итальянских резчиков в конце XV—начале XVI века. В другой каморе рассказывается история Чудова монастыря, принадлежавшего московским митрополитам и патриархам и перестроенного в начале 1500-х годов при участии итальянских архитекторов. Монастырь был уничтожен в 1928 году. Однако порталы собора были разобраны и спасены сотрудниками Оружейной палаты и реставраторами. Теперь их можно увидеть и понять, где они находились в уничтоженном соборе.
На протяжении второй половины XVI-XVII веков дворцовый ансамбль расширялся и перестраивался по мере увеличения царской семьи. В правление Бориса Годунова на кромке кремлёвского холма был выстроен новый дворец, получивший название Запасного. Дворец подвергся реконструкции при династии Романовых. К этому периоду в истории этого исчезнувшего сооружения относится обнаруженный археологами фриз с титулом государя общей длиной около 50 метров, который состоял из резных белокаменных плит с надписями в обрамлении растительного орнамента. Каждый из титулов царя обозначал отдельное владение русской короны. Несколько подобных блоков можно увидеть теперь в открытой экспозиции.
Одно из наиболее заметных изменений в положении Русского царства в XVII веке — это исчезновение традиционной для предшествующих столетий опасности осады Кремля. С этим связана и надстройка шатрами кремлёвских башен. В 1624-1625 годах Фроловская башня приобрела многоярусную надстройку, увенчанную шатром. Английский мастер Христофор Головей установил на башне часы, а богатый белокаменный декор башни дополнили резные скульптуры, в том числе геральдических зверей — львов и медведей. При московских пожарах они обгорали, и их заменяли с максимальной приближённостью к оригиналу. Копия одного из таких львов, выполненных в XIX веке, выставлена в одной из длинных камор, ведущих к окну. Перестройка Кремля итальянцами при Иване III связана со строительством новой высотной доминанты Кремля — колокольни «Иван Великий». Именно на втором этаже первого яруса начинается рассказ о самой церкви-колокольне, о её композиционной структуре.