КОЛОКОЛА «ИВАНА ВЕЛИКОГО»

Close

Колокола «Ивана Великого» и Царь-колокол

По описи начала XVIII века в комплексе построек ансамбля «Иван Великий» числилось 34 колокола, из которых использовалась примерно половина: остальные не имели языков. Поскольку колокола разрушались вследствие пожаров, падений самые древние из сохранив­шихся в Кремле относятся только к XVI веку (хотя известно, что еще в 1346 г. мастер Борис Римлянин отлил пять колоколов — вероятно, для церкви св. Иоанна Лествичника, построенной при Иване Калите). Три самых величественных колокола Кремля можно увидеть на звоннице. В центральном проеме находится второй по величине после Царь-колокола и самый большой из ныне действующих колоколов — «Успенский». Один из них, «Успенский», виден в центральном проеме Петроковой звонницы. В 1817-1819 гг. московские мастера Яков Завьялов, девяностолетний патриарх литейного дела, и пушечный мастер 14-го класса Русинов, работавшие на заводе купца Михаила Богданов, перелили его из поврежденного при взрыве старого колокола. Корпус колокола украшают литые изобра­жения Деисуса, Успения Богоматери, царей Алексея и Петра, а также императора Александра I с семьей и московского архиепископа Авгус­тина.

Колокол «Успенский»Колокол «Реут»Колокол «Семисотный»

В литературных и архивных источниках «Успенский» колокол иногда фигурирует под названием «Большой», «Большой Успенский» и даже «Царь». Вес языка колокола, диаметр которого достигает 4,23-4,3 м составляет 1750 кг, а сам колокол весит около 4000 пудов. Огромный размер «Успенского» колокола вызывал опасения: владелец колокололитейного за­вода купец Богданов с трудом получил разрешение на его подъем на колокольню. Рядом со звонни­цей соорудили специальную каланчу. Когда колокол подняли до середины нужной высоты, кто-то закричал, что Иван Ве­ликий шатается. В собравшейся толпе началась паника — возможно, намеренно вызванная мошенниками, покушавшимися на чужие карма­ны. Но все обошлось благополучно, и колокол занял предназначенное ему место. В него звонили только по высокоторжественным дням и вели­ким праздникам, а купец Богданов, пожертвовавший на отливку нема­лые средства, приходил к звоннице, садился на ступени, слушал и пла­кал от умиления1.

Следующий по размеру колокол, Реут (то есть Ревун — колокол с низким и тяжелым звучанием), весом в 1200 пудов, был изготовлен по указу царя Михаила Федоровича в 1622 году Андреем Чоховым, автором Царь-пушки. При падении вследствие взрыва в 1812 г. от колокола откололись уши, но после починки звук не изменился. Ког­да же сорок с лишним лет спустя в Кремле начался торжественный звон в честь восшествия на престол Александра II, Реут сорвался, проломив своды звонницы и убив несколько человек. По этому поводу митрополит Филарет предсказал неблагополучный конец царствования Александра.

Третий большой колокол в 1017 пудов, фигурирующий в документах под названием «Семисотный», «Великопостный», «Воскресный», обладал таким красивым тембром, что его специально приходил слушать композитор А.Г. Рубинштейн. В этот богато декорированный колокол Филаретовой пристройки, отлитый в начале XVIII века Иваном Моториным, звонили в Великий пост.

 

1  Г. Истомин. Ивановская колокольня в Москве. М., 1893 г.

ВВЕРХ