ПЕРВЫЙ ЯРУС ЗВОНА
CloseНа нижнем, первом, ярусе Ивановского столпа висели шесть колоколов: «Медведь», «Лебедь», «Новгородский», «Широкий» (его диаметр больше высоты), «Слободской» и «Ростовский». Четыре из них участвуют в звонах. До XVII столетия звон в колокола первого яруса осуществлялся очепным способом (т.е. с колокол раскачивали с земли с помощью рычага). Почти все колокола «Ивана Великого» были в разное время перелиты, но сохраняли свои старинные названия. Родословие колокола излагается в памятных надписях, вылитых на их поверхности.
Колокол «Новгородский» царь Иван Грозный вывез из Софийского собора Новгорода как военный трофей в Александрову слободу, откуда уже после смерти царя его переправили в столицу. Вес «Новгородского» колокола составляет 430 пудов, то есть около 7 тонн. Украшающий его орнаментальный пояс примечателен изображением апостолов Петра и Павла, которые держат свиток с видом Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.
Колокола «Медведь» и «Лебедь» были перелиты в 1775 году литейщиком Семеном Мозжухиным. Оба они, весом около 450 пудов, имеют свою историю, которая началась еще в XVI веке. «Медведь» был отлит в 1571 г. в Александровой Слободе мастером Иваном Афанасьевым для Новгорода, но оказался на кремлевской колокольне, получив название по низкому ревущему голосу. Автором «Лебедя» — благовестного колокола Василия III — был работавший в Москве в 1532 г. немец Николай Обракер. Все три упомянутые колокола были перелиты из старых в XVIII веке с сохранением древних надписей, что является довольно редким случаем: на колоколах почти никогда не ставят литые надписи об их предшественниках.
«Ростовский» колокол привезли из Белогостицкого монастыря Ростовской епархии, отстроенного в XVII веке на средства митрополита Ионы Сысоевича — заказчика Ростовского Кремля и знаменитой ростовской звонницы.
Колокол «Широкий» был отлит в 1679 году мастерами-братьями Василием и Яковом Леонтьевыми. Его вес — 300 пудов. Название «Широкий» колокол получил из-за своих пропорций. На колоколе размещен необычно мелкий и плоский орнамент, который напоминает скань. Надпись занимает два ряда в верхней части колокола и продолжается на валу. Буквы рельефные и хорошо проработаны, поэтому надпись читается очень легко. Необычно лишь то, что слова отделены друг от друга точками. Звучание «Широкого» колокола очень певучее, продолжительное и долго не угасает после окончания звона.